АккумуляторыДоставка и установкаПодбор аккумуляторовПолезная информацияНовости производителейЗадать вопрос специалисту
Корзина Доставка товара

Состояние отечественного рынка автоаккумуляторов

  • Главная
  • Аккумуляторы
  • Новости
  • Состояние отечественного рынка автоаккумуляторов 08.09.2016

    Современный отечественный рынок элементов питания для автомобилей не отступает от тенденций, наметившихся еще в самом начале кризиса: внутренние продажи стремительно сокращаются, значительно снижаются объемы импортируемой продукции.

    В целом обстановка на рынке АКБ для транспортных средств зависит от целого ряда различных факторов, в числе которых – изменения на автомобильном рынке, а также колебания на рынке свинца. 

    Ни для кого не секрет, что негативная динамика в сферах производства и реализации авто со временем аналогичным образом отражается и на рынке аккумуляторов. Судя по всему, в нашей стране как раз наступило это время. Не последнюю роль сыграло и обесценивание национальной валюты. После снижения ее стоимости к евро и доллару в 2015 году произошло резкое падение рынка российских АКБ.  

    Порядка девяти миллионов батарей приходится на вторичный рынок легковых машин и легкогрузных коммерческих авто. Еще один миллион «вторички» - аккумуляторы для автобусов и грузовиков. Среди регионов-потребителей АКБ лидирующие позиции занимает столица РФ, куда поставляется около одного миллиона единиц продукции.

    Ежегодно вторичный рынок автомобильных элементов питания в России теряет свою емкость на 5-10%. Продукция зарубежных производителей в 2015 году занимала порядка 45% вторичного рынка, демонстрируя при этом стабильную динамику к снижению. В целом за 2015 год спрос на аккумуляторы среди отечественных автовладельцев составил семь миллионов единиц

    Емкость первичного рынка АКБ в РФ не превышает двух миллионов единиц, при этом около одного миллиона занимают аккумуляторы для легковых авто. Главные отечественные производители автоаккумуляторов работают в штатном режиме и уходить с рынка не собираются. Это семь российских компаний, исправно поставляющих на рынок свою продукцию. 

    Некоторые аналитики отмечают 5-процентное увеличение производства АКБ в сравнении с предыдущим отчетным периодом. Однако официальной информации об этом нет и данные о приросте производства еще подлежат тщательной проверке. 

    Основную часть (45%) всех отечественных батарей производят заводы Приволжского федерального округа. Следом за ним идут ЦФО, Урал и Сибирь.

    Как и в 2014 году, реализация АКБ на рынке осуществляется по следующей схеме: большая часть автовладельцев (45%) приобретают батареи в магазинах, торгующих автомобильными деталями, меньшая по численности группа потребителей (40%) предпочитает выбирать АКБ в специализированных торговых компаниях, 5% совершают покупки в режиме онлайн, 4% - у авторизованных дилеров, 3% - в автосервисных мастерских.

    Развитие рынка автомобильных аккумуляторов демонстрирует крайне неустойчивую динамику. Подобная тенденция началась еще в 2008 году, когда уровень продаж резко вырос. Буквально в следующем году произошло падение рынка и снова стремительный рост, растянувшийся на два года. Из года в год рынок колебался, однако уже тогда начали формироваться определенные тенденции: на фоне быстрого увеличения экспорта импорт начал так же стремительно снижаться, что повлекло за собой общее снижение рыночных объемов. До сегодняшнего момента эти тенденции сохранились.

    В настоящее время эксперты не спешат составлять прогнозы, касающиеся дальнейшего развития рынка АКБ. Объясняется это невозможностью предсказать события экономической и политической жизни страны, которые могут отразиться на производстве. К тому же, дальнейшее продолжение тенденций чревато предсказуемыми итогами: сведение к минимуму количества импортных товаров, уменьшение емкости рынка, повышение стоимости продукции, прирост экспорта (при условии поддержки со стороны государства).

    Экспорт и импорт автомобильных аккумуляторов

    Начиная с 2013 года, экспорт АКБ демонстрирует стабильную тенденцию к увеличению показателей на 40-50%. За последний отчетный период данные по экспорту аккумуляторов пока не собраны, точную картину сейчас составить сложно. Предположительно, увеличение рынка сохранилось, хоть и значительно замедлилось. 

    Объемы импорта элементов питания для автомобилей в России, напротив, снижаются. На протяжении прошлого года зарубежные компании поставили в РФ лишь два миллиона АКБ, что в половину меньше объема поставок 2014 года.  

    В целом, снижение импорта – устоявшаяся в России тенденция, которая со временем лишь увеличивается. Так, показатели спада импорта в 2014 году достигли 35%. Специалисты связывают это с девальвацией российской валюты, а также с общим снижением покупательской способности.

    Основными импортерами АКБ в Россию являются компании из Японии, Южной Кореи, Словении, Белоруссии, Чехии, Казахстана. После политических событий 2014 года значительно сократилось количество поставок из Украины и Турции. Так, практически на 70% снизилось количество продукции, поставляемой на российский рынок крупнейшим украинским производителем «Веста-Днепр». Снизились объемы поставок аккумуляторов турецкого бренда Mutlu. Удастся ли РФ разрешить конфликт с этими странами и возобновить партнерские отношения, пока неизвестно. 

    Обстановка на рынке свинца

    Как уже отмечалось, состояние отечественного рынка элементов питания для транспортных средств тесно взаимосвязано с событиями, происходящими на мировом рынке свинца. Объясняется это очень просто: практически 80% используемого в промышленности свинца идет на разработку свинцово-кислотных АКБ. Если в 2014 году рынок свинца испытывал дефицит практически в 40 тысяч тонн, то в следующем году образовался избыток сырья, достигший почти 160 тысяч тонн. И это при том, что производство свинца в 2015 году снизилось практически на 7%. 

    Сейчас свинец имеет достаточно низкую стоимость, что объясняется снижением спроса на него в Китае. 

    Основной проблемой отечественных производителей является обесценивание рубля по отношению к доллару. Это привело к увеличению рублевой стоимости свинца и ожидаемому повышению цены на АКБ. Так, в 2015 году всего за шесть месяцев себестоимость автомобильных батарей в среднем возросла на 14%. Возможно, именно из-за этого на фоне всеобщего снижения объемов производства выручки от продажи АКБ повысились на 15% (в сравнении с предыдущим отчетным периодом).

    Эксперты предполагают, что эти тенденции продолжатся и в 2016 году. Никаких предпосылок для увеличения емкости рынка нет, равно как и не причин для возникновения ощутимого покупательского спроса. Для компенсации производственных инвестиций компании будут всячески способствовать поддержанию вторичного рынка. 

    Решение проблем с утилизацией

    Вопрос с безопасной утилизацией отработанных АКБ в России решается на протяжении длительного времени и пока никаких положительных сдвигов в этой отрасли не отмечается. Примерно раз в три года каждый среднестатистический автовладелец производит замену автомобильного аккумулятора, сдавая в лом вышедший из строя АКБ. На сегодняшний день в России запас свинца в ломе элементов питания уже превысил один миллион тонн. При этом каждый год с увеличением использования транспортных средств его прирост составляет порядка 300 тысяч тонн. Процесс утилизации таких высокотоксичных веществ, как серная кислота и свинец, в России совершенно не контролируется, что наносит серьезный урон экономике страны. Все чаще ответственные за утилизацию компании прибегают к кустарным методам либо вовсе игнорируют свои обязанности. Представители власти стараются не замечать назревающей проблемы, все меньше публикаций на эту тему появляется в прессе. 

    Между тем, в высокоразвитых современных странах процедура избавления от отработанных автомобильных элементов питания регулируется соответствующими законами. На проведение процедуры выделяются средства из госбюджета, при этом власти обеспечивают поддержку и максимальный контроль. К тому же, как оказалось, в этих странах утилизация является достаточно прибыльным бизнесом. Отечественные власти пока лишь позаботились о введении налога на продукцию, подлежащую дальнейшей утилизации.