Китайские шинники покидают рынок РФ?
В 2015 году отечественные производители покрышек для грузового автотранспорта на 40% повысили объемы выпуска продукции. По мнению специалистов, эта тенденция связана со стремлением российских шинников охватить ниши, которые освободились в результате снижения объемов ввоза изделий зарубежного производства. При этом существуют опасения, что уход с рынка китайских покрышек повлечет за собой наплыв контрафактных товаров с соответствующим качеством.
Представители отечественной шинной компании «Кордиант» отметили, что за 2015 год было выпущено почти на 3 миллиона покрышек больше, нежели в предыдущем отчетном периоде. Таким образом, прирост производства составил 40%. Глава компании Дмитрий Соков сообщило том, что в прошлом году на территории РФ увеличилось количество производственных мощностей, примером тому может служить новая площадка ярославского завода. Подобные события специалисты отрасли связывают исключительно со стремлением производителей охватить освобожденные от импорта сферы.
Как отмечают в компании, в связи с обвалом российской валюты и закономерным ростом цен на грузовые шины, объемы импорта снизились на 34%.
«Шинники из Китая практически полностью покинули отечественный рынок. Уже в прошлом году доля Aeolus снизилась на 5,9% (составив 1,4%), а Triangle – на 4,3% (составив 2%)», — отметили представители «Кордианта». Общее снижение китайских производителей на внутреннем рынке России достигло 17%, составив 47%.
Массовый уход китайцев с рынка РФ прежде всего обусловлен запланированным Евразийской комиссией введением антидемпинговых пошлин на грузовые покрышки китайского производства. Стоит отметить, что помимо новой пошлины, импортная продукция также подлежит обложению 10-процентным таможенным налогом. Размер антидемпинговой пошлины для каждой компании может быть разным, в пределах 14-35% от таможенной стоимости товара. В «Кордианте» убеждены, что подобные действия с стороны Евразийской экономической комиссии на ближайшие пять лет закрыли китайским производителям путь на российский рынок.
Между тем, принятие антидемпинговых мер может повлечь за собой наплыв поддельных товаров. Пока информации о появлении на рынке контрафакта нет, однако Дмитрий Соков опасается обострения этой проблемы, поскольку отечественный рынок авторезины от нее никак не защищен. Он убежден в том, что некачественная поддельная продукция проникает на отечественный рынок, благодаря «серым» схемам таможенного контроля.
На азиатском и европейском рынках контрафакт шин китайского производства – вовсе не новость. Несколько лет назад вокруг этой темы даже разгорелся серьезный скандал. Тогда на рынках Евросоюза под маркой Michelin активно распространялась поддельная китайская продукция. Французский шинник был вынужден подать в Еврокомиссию прошение о наложении запрета на реализацию этого контрафакта. В Michelin отмечают, что китайцы тогда успели сбыть порядка семидесяти тысяч единиц поддельной продукции. Помимо этого, в Азии контрафактная грузовая резина продавалась под марками Йокогама и Континенталь.
«Для предотвращения проникновения на внутренний рынок некачественных подделок необходимо тесное взаимодействие с государственными контролирующими органами. Ведь на таможенных пунктах эта продукция декларируется по сниженной цене», — уточнил Соков.
Государственные службы пока не спешат давать комментарии по поводу наличия на рынке контрафактных товаров. Нет у них и конкретного плана действий по предотвращению проникновения на отечественный рынок «серого» импорта.
Сейчас основным производителем поддельной продукции в мире считается Китай. Об этом прекрасно знают и в России, и в Евросоюзе. Также в перечень стран мирового контрафакта входят Турция и Сингапур.
«Поддельные шины – это, прежде всего, потенциальный источник опасности на дороге. Такой продукт неспособен обеспечить должную управляемость, маневренность и сцепление с дорожным покрытием», — отмечают специалисты «Нокиан Шина».
Производство автомобильных покрышек – деятельность достаточно сложная, требующая использования специализированного дорогостоящего оборудования. Этого мнения придерживаются в российском подразделении компании Continental, но при этом обращают внимание на увеличившуюся тенденцию среди азиатских компаний к производству авторезины под собственной торговой маркой.