Легковые шиныГрузовые шиныИндустриальные шиныМотошиныШинный калькуляторПолезная информацияПодбор шинТесты шинЗадать вопрос специалисту
Корзина Доставка товара

Особенности и ключевые характеристики шин-липучек

  • Главная
  • Шины
  • Новости
  • 05.12.2017

    В преддверии наступления холодов автовладельцы Калининграда начинают задумываться о выборе подходящей зимней резины. При этом многие в качестве основного приемлемого претендента рассматривают продукт с весьма красноречивым названием «липучка». Что это за зверь, и чем от отличается от традиционных шиповок, попробуем разобраться в этой статье.

    1. Что скрывается под названием «липучка»?

    В народе «липучкой» принято называть зимние покрышки без шипов. В официальной терминологии они обозначаются, как фрикционные (английское слово «friction» в дословном переводе означает трение).


    2. Основные отличия «липучек» от зимних покрышек с шипами

    Несомненным отличием является полное отсутствие шипов у фрикционных шин. Это основная разница, но не единственная. Так, важными характеристиками «липучек» являются многочисленные глубокие бороздки, образованные тонкими поперечными ламелями. Помимо этого, особая формула резиновой смеси обеспечивает покрышке необходимую мягкость и эластичность.

    Острые кромки этих ламелей цепляются за поверхность дороги, обеспечивая фрикционной шине необходимую управляемость и стабильность. Мягкий эластичный компаунд, многочисленные ламели и глубокий протектор в совокупности обеспечивают более плотное прилегание покрышки к дорожному полотну. Это способствует увеличению сцепления с поверхностью, а также мгновенному очищению пятна контакта от излишка жидкости. Соприкасаясь с поверхностью, ламели вбирают воду в свои канавки и самоочищаются в процессе движения. Важной особенностью фрикционной резины является характерная эластичность, из-за которой она и получила устоявшееся название «липучка». Однако сегодня многие производители в формулы резиновых смесей «липучек» включают мелкофракционные абразивы, выполняющие функции микрошипов. Это прием способствует увеличению физических характеристик фрикционных покрышек.


    3. Каковы сильные и слабые стороны «липучек»?

    Различия шипованных и фрикционных шин мы уже рассмотрели, обозначив, что именно в них и заключаются особенности эксплуатации каждого вида изделий. Высокая эластичность таких покрышек определяет сохранение высокоэффективного сцепления даже при экстремально низких температурах. Как показывают результаты многочисленных тест-драйвов, при -25оС эластичность шипованных шин заметно снижается, в отличие от фрикционных.

    Кроме того, нельзя не отметить очевидную практичность «липучек», в сравнении с шипованными шинами которая заключается в двух важных особенностях:

    • Такие покрышки можно смело устанавливать на автомобиль в периоды межсезонья, когда днем температура воздуха сохраняется положительной, а ночью приближается к нулевому значению. Как правило, в это переходное время многие владельцы автомобилей не спешат переобуваться в шипованные шины, остерегаясь их преждевременного износа. Между тем не многие учитывают тот факт, что при температуре менее +5оС летние покрышки практически полностью теряют свои сцепные характеристики, дубея и превращаясь в настоящие коньки для машины. Для «липучки» такие условия не представляют никаких проблем, она исправно выполняет свои функции, обеспечивая эффективное сцепление с асфальтом.
    • Акустический комфорт фрикционных шин – еще одно важное преимущество, недоступное шипованным покрышкам. Вгрызаясь в дорожное покрытие, шипы издают шум и провоцируют вибрации. Для «липучек» подобное поведение абсолютно несвойственно.

    Впрочем, отсутствие шипов сулит фрикционным шинам не только преимущества, но и недостатки. Так, «липучки» не могут похвастать максимальной эффективностью на твердых скользких покрытиях. На укатанном снегу и льду шипованные шины обеспечивают более уверенное торможение и управляемость, нежели фрикционные.

    4. Виды зимних покрышек

    В зависимости от наличия определенных характеристик, зимние шины могут принадлежать к европейскому либо скандинавскому типу. Под европейские мягкие условия адаптированы более плотные покрышки, обеспечивающие достаточный уровень комфорта и безопасности на городских регулярно чистящихся дорогах. Холодные и более суровые зимние условия требуют использования мягких шин, подпадающих под категорию скандинавских. Они демонстрируют отличные результаты на льду и занесенных снегом дорогах.

    5. Важные аспекты эксплуатации фрикционных шин«липучек» 

    Как показывает практика, в процессе использования «липучек» необходимо ориентироваться не только на их отличия от шин с шипами, но и на определенные эксплуатационные моменты.

    Так, принимая решение на зиму оборудовать свой автомобиль «липучками», вам нет необходимости устанавливать обозначение в виде буквы «Ш». Для машин с шипованной резиной выполнение этого требования является обязательным условием.

    К тому же, следует принять во внимание тот факт, что на сегодня многие европейские государства отказались от эксплуатации шипованной авторезины, наносящей серьезный ущерб покрытию дорог. И если вы запланировали на ближайшее время автомобильную поездку в одну из зарубежных стран, не исключено, что для ее совершения вам придется приобрести дополнительный комплект «липучки».

    В законах Таможенного союза требования, регламентирующие эксплуатацию фрикционных и шипованных шин, идентичны. В зимний период (минимальный срок – декабрь-февраль) автовладельцы должны оснащать транспортные средства зимней резиной с соответствующей маркировкой и установленными нормативами глубины протектора.

    При этом законодательство запрещает использовать шипованные шины летом. Против эксплуатации «липучек» в теплое время года никаких запретов в законе не предусмотрено. Но и впадать в крайности в данном случае тоже не стоит, производители не случайно рекомендуют зимние шины исключительно для зимней эксплуатации: в теплое время года фрикционные шины становятся чрезмерно мягкими, что негативно сказывается на их управляемости и способности адекватно реагировать на активацию педали тормоза. На горячем асфальтном покрытии «липучки» начинают плавиться, интенсивность их износа значительно увеличивается. Таким образом, зимние покрышки без шипов следует использовать строго по назначению.


    Дополнительные рекомендации специалистов по выбору зимних шин к сезону 2017-2018

    В преддверии грядущей зимы автоклуб ADAC провел сравнительное тестирование образцов фрикционной резины, предназначенной для эксплуатации в зимний период. Мы предлагаем вам ознакомиться с итогами испытаний.

    Внимание специалистов из автомобильного сообщества ADAC в нынешнем сезоне привлекли шестнадцать продуктов известных мировых производителей. Тестирование проводилось среди моделей фрикционных шин одного типоразмера 195/65 R 15. В перечень наиболее значимых дисциплин для оценивания вошла стоимость, а также способность останавливать транспортное средство на различных типах зимних дорог. Помимо этого, во внимание принимался акустический комфорт в процессе езды, прочность и экономичность покрышки. Систематизация и анализ результатов по каждой дисциплине позволили провести оценивание максимально точно и объективно. Все модели, принимавшие участие в тестировании, получили свои заслуженные баллы.

    По традиции специалисты ADAC каждую тестируемую модель проверяли на сбалансированность. То есть, для обретения общего статуса «отлично» шина должна получить соответствующее количество баллов по всем оценочным параметрам. А при наличии «удовлетворительного» балла хотя бы по одной дисциплине покрышка автоматически лишалась шанса занять место лидера в рейтинге, даже если по остальным показателям все результаты были «отличными». Для проведения испытаний всех покрышек использовался автомобиль Volkswagen Golf.

    Как показали результаты эксперимента, двенадцать моделей зимних фрикционных шин обладают удовлетворительными параметрами, одна едва дотягивает до «слабой троечки», а три – заслужили хорошую отметку, продемонстрировав отличный результат.

    Лидеры

    Первое место в рейтинге разделили между собой шины, относительно недавно выпущенные на рынок производителями ESA-Tecar, Kleber Krisalp и Continental. Модели практически не имеют изъянов, по всем показателям демонстрируют стабильно хорошие результаты. При этом специалисты из ADAC уточняют, что наиболее подходящей для безопасной и комфортной езды в снег и дождь является шина Континенталь Винтер Контакт ТС 860. Самой экономичной и устойчивой на льду стала ESA-Tecar Super Grip 9. А Kleber HP 3 признана экспертами наиболее стабильной и сбалансированной.

    Второе место

    Примерно одинаковые средние показатели продемонстрировала достаточно обширная группа тестируемых покрышек. При этом стоит отметить, что модели от Гудиер и Dunlop значительно опередили своих согруппниц – шины UltraGrip 9 и Winter Response 2 несколько недостающих баллов отделили от возможности прохождения в высшую категорию. Остальные модели получили средние отметки сразу по нескольким дисциплинам. В группу вошли шины от Hankook, Vredestein, Yokohama, Firestone, Nokian, Michelin, Aeolus, Kumho, Sava. У каждой из представленных моделей были выявлены недостатки по уровню износа, расходу топлива, проходимости по различным зимним покрытиям, торможению и сцеплению, а также ряду других важных признаков. Неприятно удивила Falken Eurowinter HS01, отставшая по нескольким важным дисциплинам одновременно.

    Отстающие

    По мнению специалистов из ADAC, фрикционная покрышка Semperit Master-Grip 2 совершенно не подходит к эксплуатации в зимний период. Помимо того, что модель достаточно средне «выступила» по всем основным дисциплинам, так еще и на сухом асфальте отличилась наибольшим временем торможения. По итогам тестов этот образец был признан наихудшим решением для российских зим.

    Вместо заключения

    Водителям, готовящимся к приобретению фрикционных зимних покрышек, специалисты из автомобильного клуба ADAC дали ряд полезных рекомендаций:

    • Лидеры рейтинга являются наиболее сбалансированными, надежными и подходящими решениями для отечественных зим. Имея приемлемую стоимость, эти продукты демонстрируют стабильно хорошие результаты.
    • Continental WinterContact TS 860 – идеальная шина для тех водителей, которым часто приходится зимой ездить по мокрому асфальту.
    • ESA+Tecar Super Grip 9 обеспечит реальную экономию топлива.
    • Yokohama W drive V905 имеет невысокую стоимость, но неспособна обеспечить устойчивость на влажном зимнем покрытии. Кроме того, мягкий протектор модели достигает значительной степени износа уже после первого сезона эксплуатации.
    • Nokian WR D4 отлично ездит по заснеженным дорогам, однако не может похвастать аналогичными показателями на мокром асфальте.