Как увеличить срок эксплуатации аккумуляторной батареи? Автомобильная АКБ, согласно заявленным характеристикам, должна работать в течение пяти, шести лет. Однако на практике до столь солидного возраста «доживают» лишь очень редкие экземпляры. Зачастую в этом виноваты сами автолюбители. Ведь если должным образом обращаться с АКБ и обеспечить ей достойный уход, то срок ее эксплуатации может увеличиться в несколько раз.
Боремся с «перезарядом»
Этим термином водители обозначают избыточное напряжение, которое поступает от генератора аккумулятору. Это довольно серьезная причина, приводящая к преждевременному выходу батареи из строя. Суть в том, что при «перезаряде» внутри АКБ уменьшается количество электролита. Стоит отметить, что этот процесс не зависит от времени года, может происходить как летом, так и зимой.
Усугубляет проблему то, что ее не видно невооруженным взглядом. Сейчас не все автомобили оснащаются вольтметром. Соответственно, вы никак не узнаете о том, что напряжение в вашем авто достигло критической отметки (15 вольт). Как результат, вполне работоспособный аккумулятор практически за месяц превратится в ненужный хлам.
В данном случае, дабы успокоить свои нервы и предотвратить катастрофу, регулярно проверяйте напряжение, выдаваемое вашим автомобилем. Обращаться в сервисный центр необязательно. Приобретите мультиметр и проверяйте напряжение самостоятельно. Показатели прибора не должны превышать отметку 14,2 вольта. Однако и здесь существует один нюанс, о котором знают не все водители. Делать проверку необходимо только после езды (можно непродолжительной). Это позволит аккумулятору восстановить затраченную на пуск двигателя энергию. В противном случае результат проверки может оказаться неверным.
Поездив немного, остановитесь, но двигатель не глушите. Пусть автомобиль работает на «холостом» ходу, а вы тем временем подсоедините прибор к клеммам АКБ. Также выполните проверку, увеличив обороты двигателя до трех тысяч. Иногда зафиксировать «перезаряд» удается лишь на высоких оборотах.
Автомобильный вольтметр также может помочь разрешить ряд вопросов, связанных с работой АКБ. Прибор просто подсоединяется к прикуривателю, обеспечивая водителю постоянный контроль уровня зарядки батареи.
Грамотное обслуживание аккумулятора также подразумевает систематическое слежение за уровнем и плотностью электролита. Обычно аккумуляторы имеют отметку, определяющую максимально и минимально допустимое количество жидкости. Если таковых нет в наличии, приходится ориентироваться на другие параметры. Так, электролит должен на один сантиметр покрывать пластины, находящиеся внутри банок аккумулятора. Частично обслуживаемые АКБ состоят из шести банок - каждая со своей крышкой. Поэтому уровень электролита в них может быть разным. Значит, проверке подвергается каждая банка. Если пластина будет не полностью покрыта электролитом, она начнет разрушаться. В итоге банка прекратит функционировать либо потеряет часть своей емкости.
Разрядка до «нуля»
Существует мнение, что полная разрядка аккумулятора (даже самого нового) способна сразу «убить» его. Произошедшие внутри элемента питания реакции приведут к непоправимым последствиям, и уже ничего нельзя будет сделать. Согласитесь, очень обидно с утра не открыть машину брелоком. В этом случае проще купить новый аккумулятор, чем пытаться реанимировать сломавшийся.
Как ни странно, но определенный смысл в этой страшной истории есть. При этом стоит уточнить, что полный «нулевой» разряд (особенно при низких температурах) опасен лишь для АКБ, уже побывавших в эксплуатации достаточно длительный промежуток времени.
Если же вашему аккумулятору меньше года, то полный разряд вряд ли окажет на него негативное воздействие. Дело в том, что новые аккумуляторы после подобных происшествий способны быстро восстанавливаться.
Профилактическая подзарядка
В зимний период автомобили используют больше электроэнергии, а потому аккумуляторы зачастую работают в полуразряженном состоянии. Например, для холодного запуска двигателя при отрицательной температуре аккумуляторная батарея тратит в двое больше энергии, чем в теплое время года. Добавьте сюда, обогрев стекла, сидений, работу печки и прочее.
Разумеется, аккумулятор в таких условиях не успевает восстановить свои «силы». Все это может повторяться ежедневно. Езда на короткие дистанции, простои на морозе, затем вновь запуск двигателя и активация дополнительных систем. В таком режиме работы АКБ в короткие сроки израсходует свою плотность. Исправить эту проблему можно только двумя способами: более длительными поездками либо периодической подзарядкой.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в зимний период с преобладанием слишком низких температур водитель должен экономить энергию, используя минимальное количество дополнительных приборов. Например, магнитола с динамиками, включенными на полную громкость, использует довольно много энергии. Не помешает и прогревание автомобиля на холостых оборотах двигателя. Сколько по времени должно длиться прогревание, вы должны решать сами, учитывая погодные условия.
Стоит отметить, что для многих водителей подзарядка аккумулятора является весьма проблематичной задачей в силу отсутствия гаража, страха оставить авто без батареи (а значит, и без сигнализации) или банальной лени. Помимо этого, некоторые опасаются, что после отключения АКБ в машине слетят все настройки. Причем это касается не только часов и радиочастот в магнитоле. Многие современные модели оснащены блоками управления, которые собирают информацию во время движения и адаптируют транспортное средство под максимально удобную эксплуатацию.
Конечно, снятие аккумулятора может доставлять определенные неудобства, но зимой это делать просто необходимо. Не стоит думать, что процедура должна выполняться ежедневно. Для нормального аккумулятора двух зарядов за все время зимы будет вполне достаточно.